Who’s who
Считается, будто современная банковская система в России двухуровневая: ЦБ и коммерческие банки. Между тем сейчас уже вполне уместно говорить о существовании третьего уровня, а точнее прослойки между первым и вторым. Составляют ее несколько московских банков: Внешторгбанк, Сбербанк, ОНЭКСИМбанк, МФК, “Менатеп”, Промстройбанк России, “Империал”, Инкомбанк, “Российский кредит”, Столичный банк сбережений, Токобанк и Мост-банк. Их особая роль в банковской системе России объясняется не только и не столько их величиной.
Во-первых, эти банки делают погоду на финансовом рынке. Динамика процентных ставок, объемы сделок ликвидность рынков – все это зависит от поведения банков данной группы.
Во-вторых, клиенты этих банков – крупнейшие промышленные и внешнеторговые предприятия России. Именно через эти банки, находящиеся во главе или встроенные в финансово-промышленные группы, идет наполнение экономики деньгами и организуются финансовые потоки.
В-третьих (это самое главное), эти банки наиболее близки государству и наиболее тесно сотрудничают с ним. Выражается это как в их участии в качестве уполномоченных в разнообразных государственных программах, так и в том, что государство напрямую или косвенно участвует в их капитале (в Сбербанке и Внешторгбанке государственный пакет – контрольный). Через эти банки государство имеет возможность оказывать прямое воздействие как на финансовые, так и на инвестиционные рынки.
Особое положение таких, например, банков, как ОНЭКСИМбанк, “Менатеп”, “Российский кредит” или Инкомбанк формально не подтверждаются ничем, кроме высокой частоты их включения во всевозможные списки государственных уполномоченных. Между тем особое положение эти банки занимают потому, что стали ядром Финансово- промышленных групп. А вот особое положение Сбербанка, контролирующего по меньшей мере два ключевых рынка – рынок государственных ценных бумаг и рынок частных вкладов, фиксируется уже достаточно явно – на Сбербанк не распространяются требования новой редакции Инструкции № 1.
Зампреда ЦБ Александра Хандруева из зала так прямо и спросили: “Сбербанк – это что, третий уровень ?” Хандруев ответил что, мол, да,
Сбербанк занимает особое положение, но ни о каком третьем уровне речи нет.