Совместная деятельность в финансовой сфере.

 

Сотрудничество российского и иностранного капитала пока не имеет больших масштабов. Оно развивается, в основном, по двум направлениям:

  • создание иностранным капиталом дочерних структур в России, предоставление российскими финансовыми институтами услуг при продвижении иностранного капитала на российский рынок;
  • сотрудничество в области международных расчетов.

Имеет место также такое направление, как предоставление услуг по обслуживанию вывоза капитала из России и его размещение на западных рынках.

В качестве вспомогательного направления сотрудничества можно выделить взаимное консультирование: российские банки консультируют по проблемам инвестиций в России, по состоянию предприятий и компаний, конкретным проектам; западные – по международным стандартам в области расчетов и привлечения инвестиций, по современным методам менеджмента.

Пока не видно тенденции создания совместных финансовых групп на основе равноправного участия. Хотя зарубежные финансовые группы и представлены в России (а также российские – за рубежом), однако российские банки занимают в них подчиненное или второстепенное положение. Российские банки воспринимаются не как равноправные партнеры, а только как “проводники” по российскому рынку. Российский капитал в настоящее время не допускается к управлению в международных финансовых группах. Очень мало примеров синдицированного участия российских и иностранных финансовых структур в крупных международных проектах. Интересы российских банков ограничиваются почти исключительно странами СНГ, а в Дальнем зарубежье – компаниями, контролируемыми россиянами. Можно отметить, что такое положение достаточно типично, например, довольно трудно развивалось сотрудничество между американскими и японскими финансовыми институтами.

How to Stop Missing Deadlines? Follow our Facebook Page and Twitter !-Jobs, internships, scholarships, Conferences, Trainings are published every day!

В настоящее время в России зарегистрировано 136 представительств иностранных банков[18], 154 банка с участием иностранного капитала и 18 банков с долей иностранного капитала более 50%.[19] Следует отметить, что эти данные далеко не полны, т.к. многие банки контролируются иностранцами через подставные структуры.

Российские банки и финансовые компании часто выполняют роль посредников при инвестировании в Россию. Такое посредничество можно разделить на следующие виды:

  • покупка российских ценных бумаг для иностранного заказчика; возможно также трастовое управление российскими ценными бумагами, купленными на средства иностранной компании или банка;
  • оперирование на российском фондовом рынке, используя ресурсы иностранного инвестора;
  • размещение российских ценных бумаг на иностранных фондовых рынках;
  • поиск инвестиционных проектов для иностранного инвестора и дальнейшее финансовое обслуживание таких проектов;
  • предоставление информации и консультирование со стороны российского партнера.

Потребность иностранного капитала в российских партнерах обусловлена также тем, что имеются серьезные законодательные ограничения на деятельность иностранных банков в России.

Часто иностранные банки незаинтересованы самостоятельно работать на рискованном российском рынке, предпочитая действовать через своих российских (по крайней мере формально российских) партнеров. Для этого иностранный капитал участвует в уставном фонде некоторых банков и крупных брокерских фирм, действующих на российском рынке. Например, австрийский Creditanstalt Investment Bank, давно и активно действующий в России, имеет в Москве всего 6 сотрудников. Банк работает через Международный московский банк и финансовую компанию “Кредитанштальт-Грант” (называемая раньше ФЦ “Грант”) и является одним из основных акционеров этих учреждений.

Особенно высока доля иностранного капитала в финансовых учреждениях, специализирующихся на работе на фондовом рынке. В числе сотрудников и менеджеров таких институтов имеются иностранные граждане, например, банк “Ренессанс капитал” возглавляет Б.Йордан.

Активность иностранного капитала в этой сфере объясняется доходностью операций на российском фондовом рынке и потребностью иностранных фирм в покупке ценных бумаг привлекательных предприятий. Эти функции выполняют как брокерские фирмы, так и многие банки. Особенно популярной стала работа на российском фондовом рынке во время падения доллара. Однако сверхвыгодные вложения в ГКО могли осуществляться только через российские (по крайней мере формально) компании.

Учитывая специфику России, иностранные компании часто опасаются самостоятельно покупать российские предприятия и поручают российским партнерам скупку акций и установление контроля над привлекательным предприятием.

Один из российских банков выполнил прямой заказ концерна Philips на покупку акций телевизионного завода ВЭЛТ. Фирма “Боинг” намеревалась использовать “Авиабанк” для покупки акций АО “АВИС” (бывший Самарский авиазавод).

По информации газеты “Коммерсантъ-DAILY” банк “МФК-Московские Партнеры” отработал следующую схему приобретения ценных бумаг иностранными инвесторами: инвестор обращается с поручением о приобретении российских бумаг в Morgan Stanley, который передает заказ российской стороне. “МФК-Московские Партнеры” осуществляет формирование пакета ценных бумаг и его приобретение. В перспективе “МФК-Московские Партнеры” представит иностранным инвесторам обзоры отечественных эмитентов – промышленных предприятий[20].

Инкомбанк предлагает свои услуги по осуществлению инвестиций в Россию. В частности, банк предлагает свои гарантии, частично покрывающие стоимость реализации инвестиционных проектов иностранными компаниями и банками[21].

CS First Boston создал в России специальный инвестиционный фонд, который будет заниматься привлечением средств западных инвесторов с их последующим вложением в ценные бумаги российских компаний[22].

Некоторые инвестиционные компании и банки, покупая акции предприятий для иностранных инвесторов, продолжают формально владеть ими, чтобы замаскировать участие иностранного капитала (т.к. такое участие не всегда приветствуется).

Наблюдатели отмечают, что акциями “Уралэлектромеди” наряду с “Менатепом”, у которого 50% акций, владеет близкая к этому банку американо-лихтенштейнская компания “Блонде Инвестмент Корпорейшн”. “Блонде” стремится расширить свои позиции в медной отрасли России. В частности, на Урале она нацелена на овладение всей технологической цепочкой – от производства медного концентрата до получения рафинированной меди[23].

Банк “Менатеп” поддерживает близкие отношения с крупной корпорацией Trans World Metals[24], занимающейся торговлей российским алюминием на мировом рынке и контролирующей крупные пакеты акций ряда российских алюминиевых заводов[25].

Российские банки играют важную роль при отборе инвестиционных проектов иностранными инвесторами. Так, Токобанк будет заниматься поиском предприятий для поставок американского оборудования в лизинг. С этой целью создана специальная лизинговая компания, учредителями которой стали финансовая компания Sovlink Corp., лизинговая компания AT&T Capital Corp., поставщики оборудования Baker Hughes Inc. и FMC Corp. Интересно, что доля Токобанка в новой компании – всего 10%.[26]

Имеется ряд примеров совместного инвестирования средств в российские предприятия отечественных и зарубежных банков. При этом информационное обеспечение и непосредственное финансовое обслуживание проектов обычно берут на себя российские банки. Ряд крупных европейских банков и Токобанк выдали синдицированный кредит Норильскому горно-металлургическому комбинату объемом $40 млн. (доля Токобанка – $5 млн.).[27] Ряд крупных российских и иностранных банков намерены участвовать в крупномасштабной программе “Росэкспортлеса”.[28]

Крупнейший акционер таиландского Bangkok Bank of Commerce Public Company Ракеш Саксена приобрел значительную долю в уставном фонде банка “Эффект-кредит”. Сотрудничество планируется наладить по трем направлениям: выход на международный рынок с обычными и форвардными контрактами на российские ценные бумаги, консалтинговые услуги по российскому корпоративному бизнесу, диверсификация кредитного портфеля “Эффект-кредита” за счет зарубежных активов[29].

В связи с увеличением внешнеторгового оборота не может не развиваться сотрудничество российских и иностранных банков в области международных расчетов. Можно выделить несколько направлений этого развития:

  • установление корротношений;
  • стандартизация расчетов (принятие российскими банками тех или иных стандартов, используемых иностранным партнером);
  • использование гарантий и платежных обязательств российских банков при осуществлении расчетов.

Развитие сотрудничества в этом направлении имеет большое значение для России, т.к. недоверие западных банков к гарантиям российских финансовых институтов делает невозможным эффективное обслуживание внешней торговли, в частности, приводит к необходимости осуществлять предоплату за импортируемые товары.

Нормальное обслуживание внешней торговли невозможно также без освоения российскими банками международных стандартов в этой области.

Мосбизнесбанк и испанский банк “Бильбао Вискайя” заключили соглашение о сотрудничестве в рамках программы “TWINNING” Мирового банка и ЕБРР. Цель проекта – общее повышение стандартов банковского дела России путем передачи технологий работы ведущими западными банками и модернизации российских банковских систем. Одновременно, совместно с одной из крупнейших западных аудиторско- консалтинговых фирм “Deloitte & Touche” будет идти работа по внедрению международных учетных стандартов[30].

К настоящему времени ряд российских банков смогли добиться признания своих гарантий при совершении внешнеторговых операций.

Межкомбанк и ЕБРР заключили соглашение, в соответствии с которым ЕБРР будет подтверждать (для бакнов-корреспондентов Межкомбанка) гарантии и аккредитивы российского банка по экспорту и импорту на сумму до $5 млн.[31]

АвтоВАЗбанк и немецкий Bayerische Vereinbank AG подписали соглашение о предоставлении немецким банком клиентам АвтоВАЗбанка кредитов общей суммой до DM20 млн. под гарантию российского банка[32]. Можно отметить, что в данном случае немецкому банку стоило проявить большую осторожность.

КБ “Нижегородский банкирский дом” и ассоциации французских банков CIC подписали в октябре 1995 г. соглашение, в соответствии с которым гарантии нижегородского банка будут приниматься во Франции[33].

Индийская государственная Корпорация страхования экспорта (Export Guaranty Trade Corp.) включила Инкомбанк в список компаний, которые признаются и рекомендуются ею для участия в обслуживании экспортно-импортных операций. Это фактически означает предоставление Инкомбанку безлимитных возможностей для использования аккредитивов банка[34].

Такие российские банки, как ОНЭКСИМ Банк и “Менатеп” также имеют соответствующие соглашения с зарубежными банками-корреспондентами о признании их обязательств.

Ряд крупных российских банков заключили соглашение с крупнейшим бразильским банком Banco do Brazil о сотрудничестве, предусматривающее, в частности, предоставление гарантий и кредитов при совершении двусторонних торговых операций[35].

Кроме успешных примеров сотрудничества имеются и конфликты между российскими банками и иностранными финансовыми структурами. Эти конфликты связаны с пересечением интересов на привлекательных (для инвестирования) объектах внутри России, а так же с нежеланием западного финансового сообщества допускать российские банки на свой рынок.

Например, конкурентная борьба за обладание акциями привлекательных предприятий развернулась между швейцарской трейдинговой компанией Euromin и банком “Менатеп”. Так, при проведении инвестиционного конкурса за право обладать крупным пакетом акций Самарской металлургической компании (крупнейший производитель алюминиевого проката в Европе) администрация предприятия и Euromin были уверены в победе швейцарской компании. Однако неожиданно конкурс выиграла дочерняя структура “Менатепа” АО “Литмет”. Борьба, тем не менее, закончилась тем, что “Менатеп” отказался от акций, которые  перешли к Euromin.[36] По-другому складывается похожий конфликт “Менатепа” и Euromin из-за Челябинского электролитного цинкового завода, в который швейцарцы успели сделать существенные инвестиции. “Менатеп” владеет 24% акций предприятия (Euromin – 35%), в результате чего полного контроля над заводом не имеет ни банк, ни Euromin. Интересно, что первоначально “Менатеп” хотел уступить швейцарской компании принадлежащие ему акции, но затем изменил свое решение после того, как другая трейдинговая компания Glencore (конкурент Euromin) выразила желание купить их[37].

Недавняя отмена запрета на работу иностранных банков с российскими резидентами может обострить конкурентную борьбу между российскими и иностранными банками. Так, представитель филиала Citibank в Петербурге подчеркнул, что “филиал открыт для всех крупных промышленных предприятий региона”.[38] Однако следует отметить, что дочерние структуры иностранных банков в России нацелены прежде всего на работу с иностранными фирмами. Например, представитель Chase Manhattan Bank N.A. (дочерний банк одноименного американского банка) заявил, что он не видит пересечения интересов с российскими банками и рассматривает их как партнеров и клиентов, через которых американский банк будет работать в России[39]. Те иностранные банки, которые намерены внедриться на российский банковский рынок, обычно предпочитают работать через контролируемые ими российские банки.

Некоторые иностранные банки, формально не работая на российском внутреннем рынке, тем не менее вторгаются в сферу интересов российских банков. Это касается иностранных компаний, контролируемых российским капиталом, совместных предприятий и торговли в рамках СНГ. Например, голландский ABN Amro Bank, создав дочерние банки в России, Казахстане и на Украине, ставит своей задачей осуществлять платежи между бывшими советскими республиками, обслуживать торговые операции в рамках СНГ[40].

How to Stop Missing Deadlines? Follow our Facebook Page and Twitter !-Jobs, internships, scholarships, Conferences, Trainings are published every day!